Схема протяжки головки блока цилиндров ваз 2108

Ваз 2108 -99

ВАЗ 2109-08 порядок сборки головки цилиндров

Монтаж головки блока цилиндров Толкатель клапана с установленной регулировочной шайбой. положение кулачков первого цилиндра при монтаже распределительного вала на опоры головки блока.

Перед монтажом распределительного вала подложите под головку блока деревянные подкладки, чтобы избежать дефекты клапанов.

В качестве запасных звеньев поставляются уплотнительные прокладки впускной трубы и выпускного коллектора, изготовленные из материала разной толщины, следовательно при монтаже новых прокладок проверьте, чтобы их толщина была одинакова.

Не закручивайте свечи слишком сильно, так как в изоляторе свечи могут исправлять трещины. Момент затяжки свечей 31-39 Н·м (3,1-3,9 кгс·м).

1. Поставьте опорную шайбу (тарелку) пружин клапана. 2. Напрессуйте с помощью оправки маслоотражательный колпачок на направляющую втулку клапана (на фотографии оправка не показана). 3. Смажьте моторным маслом вал клапана и введите его в направляющую втулку соответствующего цилиндра (по меткам, нанесенным при разборке).

4. Подложите под клапан подходящий упор. 5. Переверните головку блока и введите внутреннюю и наружную пружины клапана. 6. Поставьте на пружины тарелку пружин клапана. 7. Поставьте инструмент для сжатия пружин клапанов 8. Для комфорта установки приклейте консистентной смазкой сухарь к тонкой отвертке. Сдавите пружины клапана приспособлением, чтобы освободить проточки под сухарь на стержне клапана. Введите сухарь в проточки. 9. Таким же образом введите второй сухарь и, постепенно ослабляя нажим на ручку приспособления, разожмите клапанные пружины, чтобы сухари вошли в проем тарелки пружин клапанов. Демонтируйте инструмент. Аналогичным образом поставьте остальные клапаны. 10. Простучите молотком через металлический вал по торцам стержней каждого из клапанов, чтобы сухари встали на область. 11. Введите регулировочные шайбы в толкатели в соответствии с метками, сделанными при разборке. Шайбы вставляются в толкатель той стороной, где выгравировано значение толщины шайбы. 12. Смажьте моторным маслом и поставьте толкатели в соответствующие цилиндры (по меткам, сделанным при разборке). 13. Смажьте опоры распределительного вала в головке блока и регулировочные шайбы толкателей моторным маслом (см. примечание). Замечание

Перед монтажом распределительного вала смажьте все опоры моторным маслом. 14. Поставьте распределительный вал на опоры так, чтобы пара кулачка первого цилиндра были направлены вверх. При этом кулачок привода топливного насоса обязан быть со стороны шпилек крепления распределителя зажигания. 15. Смажьте шейки и кулачки распределительного вала моторным маслом. 16. Наложите тонкий покрытие герметика на плоскость головки, сопрягающейся с корпусами подшипников в зоне крайних опор распредвала 17. Смажьте моторным маслом опоры распределительного вала в корпусах подшипников. 18. Поставьте корпуса подшипников на головку блока и зажмите гайки их крепления в предписанном порядке моментом 18,7-23,0 Н·м (1,87-2,30 кгс·м). 1 – наружная сторона сальника 2 – рабочая край сальника 3 – шейка распределительного вала

19. Смажьте область посадки сальника в головке блока и на распределительном валу моторным маслом. 20. Сальник распределительного вала устанавливается с помощью особой оправки. При отсутствии оправки насадите сальник на распределительный вал до посадочного места на валу. Далее заостренной палочкой из мягкого дерева аккуратно заправьте рабочую кромку сальника на шейку вала. 21. Аккуратно задвиньте сальник до ограничения. 22. Поставьте на шпильку натяжной ролик и накрутите гайку крепления, не затягивая ее. 23. Заверните датчик температуры охлаждающей жидкости. 24. Поставьте уплотнительные прокладки впускной трубы и выпускного коллектора (см. предупреждение). 25. Поставьте на шпильки впускную трубу. 26. Поставьте на шпильки выпускной коллектор. 27. Заверните девять гаек крепления впускной трубы и выпускного коллектора моментом 21-26 Н·м (2,1-2,6 кгс·м). 28. Поставьте на шпильки патрубок забора теплого воздуха и рым. 29. Заверните гайку крепления патрубка и рыма. 30. Заверните две оставшиеся гайки крепления патрубка. 31. Заверните датчик контрольной лампы аварийного давления масла. 32. Поставьте теплоизоляционный щиток карбюратора на шпильки и заверните две гайки его крепления. 33. Зажмите гайку крепления щитка на штуцере. 34. Заверните свечи зажигания. 35. Поставьте прокладки карбюратора. 36. Поставьте карбюратор на шпильки и заверните четыре гайки его крепления моментом 13-16 Н·м (1,3-1,6 кгс·м). 37. Заверните винт крепления штуцера подогрева карбюратора.

Момент затяжки головки блока цилиндров

Данный параметр всегда стандартен и не зависит от типа двигателя. Затягивание любой головки происходит с помощью двух рядов винтов. Винты расположены параллельно камерам сгорания. Порядок отверстий в данном случае от первого к последнему цилиндру.

Верный порядок закручивания винтов следующий:

  1. Два болтовых соединения расположенных по центру правого, а также левого ряда. Например, в четырехцилиндровых моторах они располагаются между вторым и третьим цилиндрами
  2. Далее два винтовых соединения, которые находятся слева от центральных (в каждом из рядов по одному)
  3. Два расположенных по правой стороне от центральных (аналогично по одному в каждом ряду)
  4. Два болтовых соединения, которые располагаются по левой стороне в обоих рядах
  5. Два болтовых соединения в каждом из двух рядов, но находящиеся справа

Момент затяжки не более 1 кгс.м.

Подготовка стягиваемой поверхности блока и головки

Монтаж головки на штатное место производится после частичного или капитального ремонта агрегатов и узлов мотора. Перед монтажом головки в блок устанавливаются новые гильзы, которые уплотняются специальными резиновыми кольцами, предотвращающими вытекание охлаждающей жидкости из рубашки. Установленная гильза выступает верхней кромкой над плоскостью блока. Поршни и гильзы подбираются по одной размерной группе, дополнительно производится взвешивание шатунов и поршней. Допустимая разница в весе не должна превышать 30 г.

Подготовка стягиваемой поверхности блока и головки.

Для соединения шатуна и поршня палец запрессовывают в поршень специальной оправкой, а затем фиксируют от продольного перемещения стопорными кольцами. Корректно подобранный палец не перемещается в посадочных гнездах под воздействием собственного веса.

Не допускается перекос пальца в отверстии подшипника шатуна, а также изгиб или конический износ цилиндрического элемента.

В пазы на теле поршня устанавливаются кольца, обеспечивающие компрессию и удаляющие следы масла с поверхности гильзы. В атмосферных моторах МТЗ использованы 3 компрессионных кольца, двигатели с наддувом оборудованы 2 кольцами, верхнее имеет покрытие из износоустойчивого сплава на основе хрома. Замки колец размещаются через 180°, обеспечивая повышение компрессии

При монтаже деталей требуется обращать внимание на метки, указывающие корректное расположение колец относительно днища поршня

Перед установкой поршней требуется монтаж на штатное место коленчатого вала (если он демонтировался для шлифовки из замены). Затем устанавливают в гильзу цилиндра поршень с шатуном, после чего монтируются вкладыши и затягиваются крышки коренных и шатунных подшипников. Для проверки корректности сборки применяется прокручивание вала двигателя динамометрическим ключом.

Установка прокладки и ГБЦ на блок

Прокладка укладывается на верхнюю плоскость блока, предварительно протертую чистой ветошью. Предварительно рекомендуется проверить состояние совмещаемых плоскостей блока и головки металлической инструментальной линейкой. Не допускается коробление деталей, поскольку изогнутые поверхности не обеспечивают равномерного зажатия прокладки, которую пробьет поток выхлопных газов. Поврежденные плоскости шлифуются на специальном станке, для герметизации стыка применяется металлизированная прокладка с увеличенной толщиной материала.

Установка прокладки и гбц на блок.

Перед монтажом прокладки рекомендуется повторно проверить выступ верхнего бурта гильз цилиндров. На атмосферном дизеле допустимое значение лежит в диапазоне 0,065-0,165 мм, на версии с наддувом — 0,05-0,11 мм. Для равномерной установки гильз после замены требуется установить на блок корпус головки, который прижимается штатными ботами. Под головки крепежных элементов подкладываются металлические дистанционные гильзы длиной 100-105 мм, момент затяжки не превышает 10-15 Н/м.

При соединении деталей используется новая прокладка, применять использовавшуюся ранее пластину категорически запрещено. Деталь извлекается из целлофанового пакета, рекомендуется осмотреть поверхность детали и убедиться в отсутствии надрывов или вмятин. Для улучшения герметичности и облегчения снятия деталей при будущих ремонтах используется нанесение графитовой термостойкой пасты на обе стороны прокладки.

Затем поверх прокладки укладывается головка блока, в отверстия вставляются болты, которые затем затягиваются динамометрическим ключом. Для обеспечения качества соединения требуется использовать новые болты, поскольку старые детали деформируются при затяжке и в процессе работы дизеля. На резьбовую часть наносится тонкий слой моторного масла, болты заворачиваются в отверстия от руки.

Регулировка момента затяжки болтов

Для того чтобы выполнить все правильно и избежать ошибок нужно строго придерживаться определенных правил и соблюдать порядок выполнения.

Подтяжку нужно проводить только специальным динамометрическим ключом, который позволяет осуществлять контроль за моментом подтяжки.

Динамометрический ключ

Сначала, при помощи динамометрического ключа, ставим держатель в нулевое положение. Это означает, что данные устройства, равны моменту исходной позиции. Затем, нужно посмотреть на показатель прибора при старте крепежа. Вращая держатель, следим за показателями. Если момент не изменился, то это означает, что крепеж может поддаваться растяжению и это нормально, так и должно быть. Если момент быстро возрос, необходимо достичь движения болта. Этот говорит о малом растяжении держателя. Значит, нужна стабилизация.

Во время работы автомобиля, болты, которыми закреплена головка блока цилиндров, все время испытывают различные воздействия. Постоянно происходит их нагрев и остывание, что со временем приводит к разрушению структуры крепежей.

Для всех силовых агрегатов имеются конкретные правила, которых необходимо придерживаться при работе:

  1. Строго следуйте тем данным, которые указаны в практическом руководстве к ВАЗ 2109.
  2. Регулировка проводится только динамометрическим ключом. Применение иного приспособления не позволит выполнить правильно эту работу.
  3. Используйте, лишь исправные болты.

Комплект болтов для замены

Начиная работать, обязательно проверьте, в каком состоянии находятся держатели.
Строго придерживайтесь показателей момента затяжки, рекомендованных изготовителем.

Наиважнейшие данные касающиеся регулировки, есть в аннотации к каждому конкретному авто. Вследствие этого, надо внимательно изучить и придерживаться того, что в нем написано. Во время эксплуатации транспортного средства, нужно строго соблюдать все требования производителя и систематически диагностировать авто. Правильная и отлаженная работа силового агрегата ВАЗ 2109, предотвращает надобность в регулировании держателей головки блоков цилиндров.

Так как, головка блока цилиндров ВАЗ 2109 непростой узел, то необходимо проводить ремонтные работы лишь при абсолютной уверенности в своих действиях. Строго соблюдая порядок выполнения работ. В случае обнаружения отклонения в работе мотора, немедленно проведите его диагностику. Это позволит избежать более дорогостоящих ремонтных работ.

Схема затяжки

Схема затяжки ГБЦ такая же, как и на традиционных моделях и начинать нужно с центра. Проходит в четыре приёма.

Схема по которой должна проходить протяжка ВАЗ 2109

  • затяжка моментом 2,0 кгс/м
  • затяжка моментом 7,5 – 8,5 кгс/м
  • доворачиваем на 90 градусов.
  • повторно доворачиваем на 90 градусов.

Чтобы было понятней опишем подробней этой процесс:

  1. С помощью динамометрического ключа затягиваем болты в указанной на рисунке последовательности до 2,0 кг/см.
  2. Потом проходимся по второму кругу и дотягиваем до 8 кгс*м.
  3. Далее докручиваем на 90 градусов.
  4. Проходим по второму кругу, докручивая еще на 90 градусов.

Правильная подтяжка

Внимание! На 16-ти кл силовых агрегатах болты можно использовать повторно, но если их длина не более 95 миллиметров. В ином случае он меняется

Длина меряется вместе с шайбой. Не пытайтесь заменить динамометрический ключ иным приспособлением иначе, последствия могут быть непредсказуемыми

В ином случае он меняется. Длина меряется вместе с шайбой. Не пытайтесь заменить динамометрический ключ иным приспособлением иначе, последствия могут быть непредсказуемыми.

Основные рекомендации

Для успешной затяжки ГБЦ своими руками придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Используйте инструкцию производителя автомобиля. В ней указываются точные значения усилия и момента, а также задается конкретный порядок установки ГБЦ при ремонте двигателя.
  • Проверяйте исходное состояние болтов. Если вы заметили срыв или искажение резьбы, то купите новые образцы.
  • Поверхность отверстия и резьбы болта должны быть абсолютно чистыми. Быстро почистить цилиндры можно с помощью проволочной щетки, которая используется, когда проводится покраска штампованных дисков.
  • При обнаружении «слепых» отверстий под болты ГБЦ, аккуратно используйте масло для смазки. В случае, если смазки будет больше, чем необходимо, вы не сможете установить болт до конца.
  • Если в блоке ГБЦ применены болты с типом TTY, то категорически запрещено повторно их затягивать. При максимальном усилии они могут просто разорваться и привести к разрушению прокладки.
  • При установке новой прокладки под болт обязательно нужно уточнить информацию по величине усилия и момента при затяжке.
  • Используя при затяжке болты специального типа TTY, необходимо будет выставить и затягивать их под четким градусом. Для этого вам понадобится соответствующий инструмент, имеющий в корпусе индикатор угла.

Подготовка к снятию ГБЦ

Для того чтобы поставить новый уплотняющий элемент под ГБЦ 8-клапанного двигателя, придется его частично разобрать. В первую очередь снимают воздушный фильтр – открутите все винты, удерживающие его, и демонтируйте.

После демонтажа карбюратора от ГБЦ отсоединяют топливные патрубки. Далее необходимо открутить трамблер – его держит одна гайка. Узел вместе с проводкой убирают в сторону. Если крепежи заржавели или прикипели, то не пытайтесь срывать их силой – обрызгайте ВД-40 и обождите 5 минут.

Читать далее: Самостоятельная замена ремня грм daewoo matiz: инструкции, фото и видео

Далее приступают к сливу охлаждающей жидкости. Об этом моменте стоит рассказать подробнее. Действуйте так:

  • поставьте машину на яму или рампу;
  • снимите брызговик с мотора;
  • подставьте под сток радиатора емкость (около 10 литров);
  • свинтите там заглушку;
  • откройте распределительный бачок.

Теперь наступил черед ГБЦ. Первым делом торцевым ключом соответствующего размера демонтируйте ее кожух. Снятые гайки и шайбы сложите так, чтобы не потерять. Кроме того, чтобы получить доступ к головке, необходимо отсоединить и цепь ГРМ

Осторожно ослабьте натяжитель и снимете его вовсе после того, как открутите шестеренку. Чтобы цепь не соскочила с последней, ее стягивают любой мягкой проволокой

Далее отсоединяется распределительный вал – он крепиться в девяти местах. Если затяжка чрезмерно сильная, то опять воспользуйтесь WD-40.

После демонтажа вала уберите с ГБЦ шланг подачи горючего и выпускной коллектор. На этом моменте останавливаться не будем – здесь все просто.

Применяемый инструментарий

Производители предлагают различные типы ключей, помогающих лимитировать усилие затягивания резьбовых соединений. Наиболее часто встречаются три типа динамометрических ключей:

  • щелчковые (механические);
  • стрелочные (аналоговые);
  • электронные (цифровые).

Автомобилисты подбирают оптимальные по характеристикам модели. Иной раз, сделать правильный выбор помогают советы знакомых или статьи в интернете.

Щелчковый

Свое название ключ получил благодаря издаваемому специфическому звуку. Такая трещетка является востребованной в небольших автомастерских или у водителей, предпочитающих проводить ремонт самостоятельно.

Взаимодействие деталей газораспределительного механизма ВАЗ 2109, 2108

Стучит распредвал, что делать

Очень важно предварительно просмотреть требования к показателям работы двигателя. Значения его зазоров и прочих показателей взаимодействия деталей газораспределительного механизма ВАЗ 2109, 2108. На холодном двигателе устанавливаются значения конкретных зазоров, между толкателем и распределительным валом

Составляет показатель 0,20 миллиметров (допускается значение отклонения 0,05 миллиметров в разные стороны), что актуально для впускных клапанов. Для выпускных клапанов значение зазора устанавливается в пределах 0,35 миллиметра с тем же допуском. Здесь нужны конкретные комплекта щупов, которые могут померить зазоры в пределах 0,30-0,40 миллиметров

На холодном двигателе устанавливаются значения конкретных зазоров, между толкателем и распределительным валом. Составляет показатель 0,20 миллиметров (допускается значение отклонения 0,05 миллиметров в разные стороны), что актуально для впускных клапанов. Для выпускных клапанов значение зазора устанавливается в пределах 0,35 миллиметра с тем же допуском. Здесь нужны конкретные комплекта щупов, которые могут померить зазоры в пределах 0,30-0,40 миллиметров.

В том случае, если в отверстие проходит максимальный щуп, значит, потребуется подобрать соответствующую шайбу несколько толще по размеру, после чего заменить ее.

В том же случае когда значение зазора будет меньше, клапан может запросто закрываться на предварительно прогретом двигателе. На деле это весьма опасно, ведь подобное значение может привести к тому, что клапан и седла прогорают. Следовательно, наблюдается резкая потеря давления, возникновение компрессии и падению уровня мощности.

В конечном счете, это обязательно приводит к тому, что необходимо будет выполнять полный ремонт ГБЦ, который будет слишком высокий по стоимости. Диагностировать это можно без проблем. Ведь в том случае, когда зазор будет увеличенным, отмечается соответствующий стук в двигателе.

Как говорят многочисленные мастера, это указывает на то, что имеется ситуация, с повышенным износом распределительного вала. На него оказываются лишние ударные нагрузки. Это уже само по себе не является приятным моментом

Именно в данном случае важно своевременно выполнить процесс регулировки зазоров в строго определенное время

Особенно актуальным будет такое решение в том случае, когда транспортное средство ездит на газу, тем самым устанавливается повышенный износ шайб. Следовательно, величина зазора будет постоянно меняться.

Процесс и порядок

Затяжка ГБЦ ЗМЗ своими руками начинается с изучения мануала двигателя. Все этапы делают по порядку, не нарушая их. Любая неточность может привести к выходу из строя не только прокладки или головки блока цилиндров, но и всего мотора ЗМЗ 406.

Вначале подбирают необходимые инструменты. Ставят машину на ровную поверхность.

Необходимые инструменты

Для затяжки ГБЦ автовладельцу понадобятся следующие инструменты:

  • динамометрический ключ;
  • насадки для головок болтов;
  • чистая моторная смазка;
  • руководство по затяжке должно находится рядом с автовладельцем.

Поэтапная инструкция

Сперва резьба болтов смазывается моторным маслом. Затем болты вставляются внутрь отверстий головки БЦ. Они вкручиваются рукой до тех пор, пока это невозможно будет сделать вручную.

Чтобы совершить дальнейшую протяжку, ГБЦ берут динамометрический ключ. Теперь необходимо протягивать все болты в той последовательности, в которой они указаны в мануале. Затяжка ГБЦ осуществляется с усилием, о котором я рассказывал в начале статьи.

Сперва протягивают с малой силой. Затем проходят еще раз и по второму кругу, если это необходимо

Важно помнить, что на рядные двигатели внутреннего сгорания протяжку устройства производят от центра к краям устройства двигателя. Подобным образом автовладелец лишает себя риска повреждения головки БЦ двигателя внутреннего сгорания или ее прокладки

Некоторые автовладельцы совершают ошибки при протягивании ее. Ниже описаны моменты, которые не стоит допускать при процедуре:

  • перетяжка некоторых болтов;
  • попадание смазывающего средства в отверстия;
  • проведение работ с изношенными головками для динамометрического ключа;
  • отсутствие порядка затягивания болтов ГБЦ;
  • эксплуатация болтов, которые не подходят по размеру к устройству.

Бывает и такое, что закручивают в отверстие ржавые болты. Этого тоже нужно избегать. Отверстия тоже бывают проржавевшими. Многие пытаются залить в них масло. Но этого делать нельзя. Так как смазывающая жидкость попадет в резьбовой колодец, и он разрушится при закручивании болта.

Еще одной частой ошибкой бывает закручивание головок без специального инструмента. В этом случае перетягивания не избежать. Как результат автовладелец приезжает в сервис-центр с пробоем в прокладке устройства или за капитальным ремонтом всего двигателя.

Грани болтов, которые закручиваются изношенными головками или не тем ключом, могут слизываться со временем. В дальнейшем это приводит к трудностям при снятии и замене устройства или блока цилиндров.

Не рекомендуется закручивать одни и те же болты после снятия головки. Механики сервис-центров рекомендуют устанавливать новые. Так как после затяжки болт увеличивается в длине, и в следующий раз подобная деталь может привести к тому, что в БЦ пойдут трещины, которые приведут к его разрушению.

Затягиваем болты на двигателе правильно

The following two tabs change content below.

Об эксперте:

Fan-avto

Всю мою жизнь меня окружали автомобили! Сначала в деревне я уже в первом классе носился на тракторе по полям, потом была ЯВА, после копейка. Теперь я студент третьего курса «политеха» на автомобильном факультете. Подрабатываю автослесарем, помогаю ремонтировать автомобили всем своим знакомым.

В приведённой ниже таблице мы обозначили моменты затяжки всех резьбовых соединений на двигателе ВАЗ-2112.

Момент затяжки резьбовых соединений (таблица)

Деталь Резьба Момент затяжки, Н·м (кгс·м)
 
Двигатель
Болт крепления головки цилиндров М12х1,25 Болты крепления ГБЦ необходимо затягивать в четыре приема: 1 – моментом 20 Н·м (2 кгс); 2 – моментом 69,4–85,7 (7,1–8,7 кгс); 3 – довернуть на 90°; 4 – снова довернуть на 90°.
Гайка шпильки крепления впускной трубы и выпускного коллектора М8 20,87–25,77 (2,13–2,63)
Гайка крепления натяжного ролика М10×1,25 33,23–41,16 (3,4–4,2)
Гайка шпильки крепления корпуса подшипников распределительного вала М8 18,38–22,64 (1,87–2,31)
Болт крепления шкива распределительного вала М10 67,42–83,3 (6,88–8,5)
Болт крепления корпуса вспомогательных агрегатов М6 6,66–8,23 (0,68–0,84)
Гайка шпильки крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения М8 15,97–22,64 (1,63–2,31)
Болт крепления крышек коренных подшипников М10х1,25 68,31–84,38 (6,97–8,61)
Болт крепления масляного картера М6 5,15–8,23 (0,52–0,84)
Гайка болта крышки шатуна М9х1 43,32–53,51 (4,42–5,46)
Болт крепления маховика М10х1,25 60,96–87,42 (6,22–8,92)
Болт крепления насоса охлаждающей жидкости М6 7,64–8,01 (0,78–0,82)
Болт крепления шкива коленчатого вала M12х1,25 97,9–108,78 (9,9–11,1)
Болт крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости М6 4,17–5,15 (0,425–0,525)
Гайка крепления приемной трубы глушителя М8×1,25 20,87–25,77 (2,13–2,63)
Гайка крепления фланца дополнительного глушителя М8×1,25 15,97–22,64 (1,63–2,31)
Гайка крепления троса сцепления к кронштейну двигателя М12х1 14,7–19,6 (1,5–2,0)
Болт крепления кронштейна передней опоры подвески двигателя М10х1,25 32,2–51,9 (3,3–5,5)
Гайка болта крепления передней опоры подвески двигателя М10 41,65–51,45 (4,25–5,25)
Гайка болта крепления левой опоры подвески силового агрегата М10 41,65–51,45 (4,25–5,25)
Гайка крепления кронштейна левой опоры подвески силового агрегата М10 31,85–51,45 (3,25–5,25)
Болт крепления задней опоры подвески силового агрегата М10х1,25 27,44–34 (2,8–3,47)
Гайка болта крепления кронштейна задней опоры подвески силового агрегата М12 60,7–98 (6,2–10)
Болт крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника М6 8,33–10,29 (0,85–1,05)
Болт крепления маслоприемника к насосу М6 6,86–8,23 (0,7–0,84)
Болт крепления масляного насоса М6 8,33–10,29 (0,85–1,05)
Болт крепления корпуса масляного насоса М6 7,2–9,2 (0,735–0,94)
Пробка редукционного клапана масляного насоса М16х1,5 45,5–73,5 (4,64–7,5)
Штуцер масляного фильтра М20×1,5 37,48–87,47 (3,8–8,9)
Датчик контрольной лампы давления масла М14х1,5 24–27 (2,45–2,75)
Гайка крепления карбюратора М8 12,8–15,9 (1,3–1,6)
Гайка крепления крышки головки цилиндров М6 1,96–4,6 (0,2–0,47)

Инструмент для замеров

Несмотря на то, что выполнение работ по правилам затяжки требует специального подхода, однако большого количества времени подобная процедура не займёт.

Единственное, что потребуется для выполнения подобных работ – это динамометрический ключ.

Такой ключ используют для производства замера момента затяжки.

Когда необходимо делать затяжку?

По каким причинам может возникнуть необходимость подтяжки:

  1. Произошло повреждение устройства в результате перегрева двигателя. Работа мотора в условиях излишней температуры чревата серьезными неисправностями. Потребуется ремонт ГБЦ силового агрегата, ее шлифовка и последующая установка с затяжкой.
  2. Произошло повреждение либо потеряна герметичность уплотнительной прокладки ГБЦ. Если своевременно не решить эту проблему, моторная жидкость будет попадать в систему охлаждения. Поврежденная прокладка подлежит замене. После смены детали болты головки надо правильно закрутить.
  3. Двигатель отработал определенное время.

Замена прокладки ГБЦ на ВАЗ 2109

По истечению эксплуатационного периода или при нарушении целостности прокладки головки блока цилиндров, элемент подлежит обязательной замене.

Основной признак неисправности, износа прокладки — это образование течи ОЖ и масла в местах соединения блока двигателя и ГБЦ.

Уплотнители ГБЦ

Чтобы поменять прокладку, вам потребуется демонтировать узел, избавиться от изношенной прокладки ГБЦ и собрать конструкцию в обратной последовательности, соблюдая рекомендации относительно моментов затяжки болтов ГБЦ. Обо всем этом расскажем более подробно.

https://youtube.com/watch?v=pW9OyNFXEcU

  1. Отключите проводку от датчика температуры охлаждающей жидкости и датчика аварийного давления масла.
  2. Снимите термостат, только не забудьте перед этим слить ОЖ.
  3. Демонтируйте корпус воздушного фильтра. Снимать карбюратор не нужно, ибо мешать замене прокладки он не будет.
  4. Отключите приемную трубу глушителя от выпускного коллектора.
  5. Снимите шестеренку привода распредвала, предварительно установив поршень первого цилиндра в положение ВМТ. Теперь можно снять защитный кожух ремня привода распределительного вала, ослабить крепежные болты фиксации шестерни, зафиксировав шестеренку от проворачивания.
  6. Снимите ремень привода распредвала. Затем можно уже полностью открутить крепежные болты и снять шестерню.
  7. Отожмите фиксатор, чтобы отключить колодку проводов от распределителя зажигания.
  8. Аналогичным образом отключите центральный высоковольтник.
  9. Ослабьте хомуты, чтобы снять шланг подвода горючего из топливной помпы.
  10. Отключите от карбюратора тяги привода заслонок — дроссельной и воздушной.
  11. Отключите питающую проводку от электромагнитного клапана.
  12. Снимите шланг вакуумного усилителя с патрубка впускной трубы.
  13. Отключите трубку от вакуумного корректора зажигания.
  14. Ослабьте натяжение хомутов, чтобы снять шланги отопления салона с патрубков.
  15. Снимите ГБЦ. Используя головку с удлинителем, откручиваются крепежные болты.
  16. Немного раскачайте головку рывками, после чего снимите элемент.
  17. Удалите старую прокладку, зачистите ее от остатков резинового уплотнителя и прочих загрязнений. Тщательно протрите насухо, после чего можно выполнять обратную сборку.
  18. Перед сборкой проверьте, соответствует ли нормальным значениям длина болтов для крепления головки блока цилиндров. В идеале их длина составляет 135,5 миллиметра. Если болты удлинились в процессе эксплуатации, тогда придется заменить все болты.

Процедура замены

Выполнить обратную сборку узла, если четко следовать инструкции по демонтажным работам, особых проблем не составит.

Невероятно важным моментом замены прокладки ГБЦ и всех прочих мероприятий, связанных со снятием головки, является правильная регулировка и затяжка болтов.

Подтяжка болтов выполняется строго динамометрическим ключом, который позволит контролировать момент натяжения.

Вот несколько рекомендаций по использованию этого специализированного ключа и проверке текущего состояния натяжения:

  • Установите держатель в нулевом положении. Это будет говорить о том, что сейчас данные ключа равны моменту исходной позиции;
  • Посмотрите на показатели динамометрического инструмента при начале затяжки болтов;
  • Вращайте держатель, следите за показателями;
  • Если момент не меняется, то крепеж может поддаваться растяжению, что является нормальным явлением. Именно так должно происходить;
  • Если момент быстро увеличивается, следует достичь движения болта. То есть растяжение держателя малое, нужно стабилизировать.

Золотые правила затяжки

Чтобы правильно осуществить обратную сборку головки блока цилиндров, вам нужно придерживаться золотых правил:

  • Строго ориентируйтесь на данные по моменту затяжки, соответствующие автомобилю ВАЗ 2109;
  • Регулировку выполняйте только с помощью динамометрического ключа. Другие инструменты получить нужный результат не позволяют;
  • Для установки ГБЦ используйте только исправные болты, которые соответствуют требованиям вашего двигателя, установленного на ВАЗ 2109;
  • Перед работой убедитесь, что держатели находятся в исправном состоянии.

Проверка болтов

Схема затяжки

Помимо соблюдения необходимых моментов затяжения крепежных болтов ГБЦ, здесь требуется соблюдать еще одно правило.

Возвращение болтов на места выполняется строго согласно схеме, приведенной ниже.

Последовательность затяжения

Далее выполняйте работу согласно таблице, и вы все сделаете верно.

Затяжка выполняется в четыре круга, соблюдая последовательность работы с крепежными болтами, указанной в схеме.

Когда необходимо снимать ГБЦ

На автомашинах, сошедших с конвейера Волжского автозавода, вне зависимости от того, сколько клапанов имеет силовой агрегат и какой привод (задний или передний) используется, затяжку осуществляют после разборки блока цилиндров. Как отмечалось выше, обычно демонтаж головки нужен для замены прокладки, ресурс которой составляет 60 000 или максимум 80 000 километрам пробега. Приход в негодность уплотняющего элемента серьезно влияет на работу двигателя, и потому машиной до ремонта лучше не пользоваться.

Нередко прокладка изнашивается в промежутке между коммуникациями, по которым циркулирует смазка и охлаждающая жидкость (ОЖ). В результате происходит смешивание столь разных составов и их обоюдное загрязнение. Как следствие – оба они в заметной мере утрачивают эксплуатационную пригодность. Для данной поломки характерны следующие признаки:

  • масло становится жиже (иногда происходит падение или повышение уровня);
  • тосол приобретает буроватый оттенок.

Ремонт в этой ситуации нужен безотлагательный.

Еще одна проблема, часто встречаемая на 8-клапанных ВАЗ-2108, – протечка на участке между системой подачи ОЖ и камерой сгорания. Это происходит в таких случаях:

  • недостаточный момент затяжки;
  • неравномерная закрутка болтов;
  • заводской брак прокладки.

Независимо от причины, в охладительный контур направляется воздух, что приводит к разогреву тосола. Очевидным признаком неприятности является сильное бурление жидкости в распределительном бачке.

Крайне редко наблюдается повреждение прокладки на участке между цилиндрами. Если это произошло, то происходит снижение компрессии, что ведет к нестабильной работе мотора.

Часто подобные проблемы возникают через непродолжительное время после замены прокладки ГБЦ. Автовладельцы в этом случае тратят немало сил, пытаясь отыскать причину, и даже подумать не могут, что виноват именно названный уплотнительный элемент либо неправильно сделанная затяжка болтов головки. Потому знающие мастера рекомендуют в первую очередь проверить, герметичен ли стык между ГБЦ и блоком. Если на корпусе мотора появляются характерные потеки в районе головки, то дальше искать не имеет смысла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector